А.Т. Медведь начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России Источник публикации:
Российская Бизнес-газета, 28 августа 2012 г., № 861(32)
Как разграничиваются полномочия в сфере госрегулирования тарифов в жилищно-коммунальном комплексе?
Государство регулирует тарифы на товары и
услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на трех
уровнях: федеральном, региональном и на уровне органов местного
самоуправления. На федеральном уровне сами тарифы не устанавливаются -
ФСТ утверждает предельные уровни тарифов на тепловую энергию, а также по
решению правительства РФ - предельные индексы изменения установленных
тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере
водоснабжения и водоотведения в среднем по каждому региону России. Кроме
того, на федеральном уровне контролируется обоснованность
устанавливаемых в регионах тарифных решений на товары и услуги
организаций коммунального комплекса, рассматриваются экономические
споры, которые могут возникать между регулируемой организацией и
тарифным регулятором в регионе.
К полномочиям субъектов относится
установление тарифов на тепловую энергию, на холодную и горячую воду,
водоотведение, установление конечных тарифов на электроэнергию для
населения, а также розничных цен на газ для населения и цен на сжиженный
газ.
В ведении органов местного самоуправления
остается ряд полномочий, которые связаны прежде всего с согласованием
программ развития организаций коммунального комплекса. Вместе с тем
существует возможность делегировать полномочия по непосредственному
установлению тарифов на уровень местного самоуправления, например в
сфере теплоснабжения и водоснабжения, но такая передача полномочий, в
зависимости от степени готовности самих муниципалитетов их осуществлять,
должна быть определена законами соответствующих субъектов.
В чем различие между коммунальными и жилищными услугами и как формируется платеж?
Принципиальное различие состоит в том,
что тарифы на коммунальные услуги регулируются государством, а жилищные -
определяются, за редким исключением, самими собственниками жилья. К
коммунальным услугам относится деятельность исполнителей коммунальных
услуг по оказанию потребителям услуг холодного и горячего водоснабжения,
электроснабжения, газоснабжения, отопления, поставки твердого топлива
при наличии печного отопления.
Что касается платы за жилое помещение, то
она складывается из платы за услуги и работы по управлению
многоквартирным домом, платы за содержание и текущий ремонт общего
имущества в многоквартирном доме, а также платы за капитальный ремонт
имущества в доме (для нанимателей жилого помещения по договору
социального найма - платы за наем). Все условия должны быть
зафиксированы в договоре с управляющей компанией при непосредственном
участии и контроле со стороны граждан-собственников. Оказание жилищных
услуг - конкурентный вид деятельности, поэтому при определенных в
договоре условиях договор с управляющей компанией можно расторгнуть или
пересмотреть. Поэтому плата за жилищные услуги не регулируется
государством.
Плата за коммунальные услуги
рассчитывается исходя из тарифа на соответствующую коммунальную услугу и
объема потребления услуги, который определяется исходя из показаний
приборов учета коммунального ресурса либо в соответствии с утвержденными
нормативами потребления коммунальных услуг. Кроме того, в итоговой
сумме платежа могут учитываться субсидии и льготы, в случае их
предоставления гражданам.
Кто контролирует применение тарифов и нормативов?
Применение тарифов на коммунальные услуги
и нормативы их потребления контролируют уполномоченные органы
исполнительной власти субъектов РФ. Обоснованность устанавливаемых
нормативов потребления ЖКУ контролируют органы государственной жилищной
инспекции в тех же субъектах РФ.
Где узнать, как изменятся тарифы в
конкретном регионе РФ? Может ли потребитель коммунальных услуг требовать
у предприятий, оказывающих коммунальные услуги, сведения о расходах на
производство услуг, включенных в тариф?
Все тарифные решения по коммунальному
комплексу в 2012 году были приняты еще в октябре-ноябре прошлого года.
Информация о принимаемых в субъектах тарифных решениях должна
публиковаться в печатных СМИ и на официальном сайте органа
регулирования. Кроме того, сами ресурсоснабжающие организации обязаны
раскрывать информацию о тарифах на регулируемые товары и услуги в
соответствии со стандартами раскрытия. Они обязаны предоставлять
информацию по запросам потребителей, а также размещать на официальном
сайте.
Стандарты предусматривают обязательное
опубликование наиболее важных, с точки зрения потребителя, сведений о
качестве поставляемых услуг, об их стоимости, о соответствии их
установленным требованиям.
Кроме того, в перечень раскрываемой
информации входят показатели финансово-хозяйственной деятельности
каждого предприятия. По этим показателям можно сравнить эффективность
работы конкретной организации с другими организациями.
Информация о формировании стоимости
жилищных услуг также подлежит раскрытию в соответствии со стандартом
раскрытия информации. Ее можно получить у организаций, управляющих
многоквартирными домами.
В каких случаях тарифы на коммунальные услуги могут быть пересмотрены досрочно?
Возможность изменения тарифов в течение
года на водоснабжение и водоотведение предусмотрена ФЗ "Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Это
возможно, если условия деятельности таких организаций объективно
изменятся или организация не выполнит утвержденную производственную
программу. В сфере теплоснабжения в соответствии с ФЗ "О теплоснабжении"
предусмотрена возможность пересмотра тарифов в случае изменения
предельных, минимального или максимального, уровней тарифов на тепловую
энергию. Также органы регулирования в регионах могут пересмотреть тариф в
течение года в сторону снижения, предварительно определив источник
компенсации выпадающих доходов организации в результате принятия такого
решения и согласовав его с ФСТ России.
Кроме того, тарифы могут быть
пересмотрены по предписанию ФСТ, которое может быть вынесено либо по
итогам рассмотрения разногласий (экономического спора) или по
результатам контрольной проверки, а также по решению суда.
Какие задачи сегодня стоят перед ФСТ?
Наша главная задача на ближайшую
перспективу - усиление прозрачности самого процесса регулирования и
деятельности регулируемых организаций. В рамках реализации федеральных
законов "О водоснабжении и водоотведении" и "О теплоснабжении" ФСТ ведет
разработку стандартов раскрытия информации. Они будут предусматривать
обязательное раскрытие информации о тарифной заявке организаций в момент
подачи заявки в орган регулирования, а также раскрытие информации
органами регулирования.
К другим задачам, выполнение которых
должно обеспечить комплексное развитие систем коммунального комплекса,
относятся переход на долгосрочное - от 3 до 5 лет - тарифное
регулирование и совершенствование механизмов контроля за установлением и
применением тарифов, включая повышение эффективности контроля за
исполнением инвестиционных программ регулируемых организаций и
применения соответствующих санкций.
Проект федерального закона "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования
тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения,
водоснабжения и водоотведения" уже был принят Госдумой в первом чтении.
Законопроект предусматривает введение обязательного долгосрочного
тарифного регулирования в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения,
газоснабжения и электроэнергетики, а также введение финансовой
ответственности всех уровней власти в случае изменения ранее принятых
долгосрочных решений. Так, указанным законопроектом предусмотрена
обязательная компенсация за счет средств соответствующих бюджетов
недополученных доходов регулируемыми организациями в случае изменения
ранее установленных экономически обоснованных долгосрочных тарифов и
долгосрочных параметров регулирования. |