О том, как зачастую зарабатывает руководство товарищества собственников жилья на обмане избравших его граждан, рассказывает адвокат Олег Сухов.
1. Завышение тарифов на эксплуатационные и коммунальные услуги.
Требования оплатить капитальный ремонт, который никто и не думает
проводить.
Мало кто из жильцов проверяет суммы, выставленные в квитанциях на
оплату жилищно-коммунальных услуг. Те собственники, которые обращают
внимание на непонятные цифры, в большинстве своем всё равно неспособны
разобраться, что это и правильно ли посчитано. Такой невнимательностью и
безграмотностью и пользуется управляющий состав ТСЖ. Характерный
пример. В юридический центр обратилась жительница одного из
многоквартирных домов, от которой ТСЖ потребовало погасить задолженность
за последний год по коммунальным услугам в 9000 рублей. При проверке
документов, расчетов и сопоставлении действующих тарифов выяснилось, что
собственница не только не должна ТСЖ никаких денег, но более того, сама
переплатила 11 000 рублей из-за приписок.
ТСЖ обманывает собственников разными способами, например применяя
завышенные коэффициенты к тарифам, или «забывая» применить понижающие
коэффициенты, или не направляя все поступающие от собственников средства
на счета компаний, предоставляющих услуги водо-, электро-, газо-,
теплоснабжения и т. п. Оплатил, к примеру, собственник 4400 рублей, а из
полученных средств ТСЖ направило по назначению лишь 4300 рублей.
Кажется, 100 рублей – такая малость. Но если в доме 1000 квартир, то за
месяц ТСЖ получит 100 000 рублей прибыли.
- Отдельный способ обмана жильцов связан с начислением платы за
капитальный ремонт, – говорит Олег Сухов. – Деньги принимаются, но
никаких работ по капитальному, даже частичному капитальному ремонту или
поддержанию дома в нормальном состоянии не проводится. К примеру, самые
низкие отчисления в месяц за осуществление капитального ремонта на
одного человека – 20 рублей. В среднем в квартире проживает 3 человека, в
доме 1000 квартир, соответственно, 3000 проживающих, которые за месяц
заплатят 60 000 рублей на капитальный ремонт, который не проводился и
проводиться не будет. А на капремонт ТСЖ станет собирать не по 20, а по
200 рублей? Оно получит в месяц 600 000 рублей, а в год 7 миллионов 200
тысяч рублей.
2. «Игры» с услугами
Обычно очень сложно добиться от председателя или членов правления ТСЖ
отчетной документации, содержащей сведения о том, куда и в каком размере
направлены полученные от собственников денежные средства. И не зря!
Например, платит жилец за охрану 200 рублей в месяц, в доме 500 жильцов,
получается 100 000 рублей с дома. А охранное предприятие получает с ТСЖ
всего 50 000 рублей в месяц. Где же оставшиеся 50 000?
Другой пример. Самый экономичный тариф на освещение лифта составляет 20
рублей в месяц с человека, умножим эту скромную цифру на 500 жильцов, и
получится 10 000 рублей в месяц. При этом никаких работ по обслуживанию
освещения лифта не производилось – там уже несколько лет горит все та
же лампочка. Подобные услуги носят разовый характер, и ТСЖ прибегает к
ним один раз в несколько лет – но деньги собирает каждый месяц.
3. Незаконная сдача в аренду офисов и машиномест
Пустующие, ни на кого не оформленные помещения, по закону принадлежащие
всем собственникам многоквартирного дома, могут сдаваться под офисы,
коммерческую и иную деятельность. Часто сдаются внаем машиноместа и даже
квартиры. Подобная аренда чаще всего осуществляется втихую, когда
собственники квартир о ней не знают. Или знают, но не подозревают, что
таким образом нарушаются их права.
Иногда помещения сдаются открыто, но с уменьшением официальной
стоимости. Разницу между официальной и неофициальной ценой найма
руководство ТСЖ присваивает себе.
4. Реклама на фасаде дома
Любая вывеска, даже самая небольшая, указывающая, что в доме расположен
магазин или банк, или офис коммерческой структуры, должна быть
согласована с жильцами – собственниками квартир. Такое же согласие
следует получать при размещении на домах рекламных вывесок и растяжек. А
что самое главное – именно жильцы должны определять стоимость
размещения на их здании подобной рекламы. Кто задумывался над тем,
сколько может стоить рекламная вывеска на фасаде дома на Тверской улице в
Москве? 1 000 000 рублей в месяц. А сколько собственников получает свою
часть оплаты за ее размещение? Квартир в доме менее 200,
соответственно, в среднем каждая квартира имеет право на выплату от
рекламы более 5 000 рублей в месяц.
Источник: "Комсомольская правда" (http://kp.ru/daily/25897/2856124/)